Письменные обращения к должнику

Общение с должником может происходить устно, через интернет, письменно или в суде. Различного рода письменные обращения, направленные на взыскание долга – важная часть работы по возврату дебиторской задолженности.

Что представляет из себя письмо о взыскании долга?

Содержание и форма, в которой направляется письмо о взыскании долга зависит от цели, которую оно преследует. Рассмотрим основные.

1. Письмо о взыскании долга, направленное во внесудебном порядке (коллекторами). В данном случае цель – убедить должника расплатиться. Способы убеждения могут быть разными, начиная от возможности списания процентов или даже части долга (кнут), до угрозы уголовного преследования (кнут). Но при этом такое письмо о взыскании долга не предполагает обращения в суд.
2. Уведомление о долге. Такое обращение играет роль приглашения к переговорам. Если вы полагаете, что должника можно убедить уплатить долг, нужно, прежде всего, формально обозначить свои требования. От внесудебных писем этот вид обращения отличается тем, что при неблагоприятной реакции должника, скорее всего, последуют формальные действия: претензии и обращение в суд.
3. Досудебная претензия. Это письмо с требованием о взыскании долга, направленное в преддверии судебного разбирательства. Претензии бывают двух видов: направляемые с целью урегулировать долг в досудебном порядке (1) и направляемые с целью соблюсти досудебный порядок урегулирования долга (2). В первом случае письмо о взыскании долга сходно с письмом, направляемом во внесудебном порядке. Разница лишь в том, что составитель такого письма уже должен иметь план ведения судебного дела и учитывать его. Во втором случае письмо о взыскании долга – формальность, которую просто нужно соблюсти.

Исковое заявление

Исковое заявление – особый вид письма о взыскании долга. Оно обращено не к должнику, а к суду и содержит просьбу применить силу государственного принуждения для взыскания долга.

Исковое заявление должно содержать определенную законом информацию (какую именно – зависит от суда, в который подается иск и от категории дел) и подается с приложением определенных документов.

Исковое заявление должно учитывать всю переписку, которую стороны вели до его составления. Очень часто ошибки, допущенные при составлении писем о взыскании долга на более ранних стадиях, существенно затрудняют или делают невозможным взыскание долга.

Переписка по электронной почте

Электронная почта – неотъемлемая часть делового оборота. Когда возникает проблема задолженности, первые контакты обычно происходят по электронной почте.

По электронной почте можно:
1. Направить письмо о взыскании долга, если такая возможность предусмотрена договором между сторонами;
2. Направить сканированную копию письма любого вида, одновременно направляемую по обычной почте или с курьером – для ускорения коммуникации между сторонами;
3. Вести уточняющую переписку, подтверждать получение писем.

Не рекомендуется направлять по электронной почте претензии. Это формальный документ, наличие или отсутствие которого в судебном деле может развернут процесс не в вашу пользу.

Выводы

Переписка составляет важную часть работы по взысканию долга. Вид сообщений, их содержание и форма отправки определяется целями, для которых они составлены. Крайне рекомендуется поручить такого рода переписку юристу.

Юридическое агентство «АЛЬЯНС ЛЕГАТ» оказывает услуги по ведению досудебной претензионной работы. Запишитесь на консультацию и мы вам поможем в общении с должниками.